Организация водолазных спусков
Организация водолазных спусков в автономном режиме в силу специфики используемого снаряжения и методики проведения погружений существенно отличается от традиционной. Спуски, как правило, выполняются парой водолазов или командой из 3-4 человек в зависимости от поставленной задачи, используя систему партнерства. Экипировка каждого водолаза обеспечивает как собственный безопасный выход на поверхность в случае возникновения аварийной ситуации (отказ основного дыхательного автомата, выход из строя компенсатора плавучести, потеря этапного баллона с ДГС и др.), так и помощь напарнику при развитии нештатной ситуации у него. Во многих случаях условия спуска не позволяют использовать спусковой и сигнальный концы. Декомпрессия в этом случае проводится в толще воды за счет четкого поддержания нейтральной плавучести, а при наличии течения – в режиме дрейфа с использованием де-компрессионного буя (рис. 14).
Рисунок 14
Высокая автономность метода позволяет выполнять водолазные спуски в отдаленных малодоступных районах, что в свою очередь подразумевает недостаточно развитую с традиционной точки зрения инфраструктуру технического обеспечения. Это влечет за собой необходимость в более гибкой системе организации работ, исходя из конкретных местных особенностей.
Принципиальным вопросом становится вопрос ответственности. Акцент здесь перемещается с руководителя спуска на водолаза, непосредственно работающего в воде. Именно он отвечает за собственную безопасность, правильность выполняемых под водой операций, действия в нештатных и аварийных ситуациях.
Обучение и подготовка водолазного состава
Более комплексный организационный и методический подход к выполнению спусков в автономном режиме, технически более сложное снаряжение (особенно – смесевые аппараты замкнутого типа с электронным поддержанием состава ДГС), и, наконец, принципиально иной уровень ответственности водолаза требуют специально ориентированной подготовки и обучения водолазных кадров.
Мировая практика уже наработала достаточно оптимальный набор программ и стандартов подготовки водолазов для спусков в автономном режиме. Эта подготовка представляет собой многоуровневое обучение, от простого к сложному, основанное на линейке специализированных курсов (рис.15) и наборе необходимого опыта практических погружений перед допуском на очередной курс. К примеру, для поступления на курс по I уровню спускам на смесевых аппаратах замкнутого цикла Inspiration, кандидат должен иметь подготовку по декомпрессионным спускам в аппаратах с открытой схемой дыхания с использованием различных по составу КАС и опыт – не менее 50 таких погружений. К зачислению на II уровень Inspiration, необходима сертификация по спускам на кислородно-азотно-гелиевых смесях и опыт 250 погружений, из которых 100 – на замкнутых аппаратах.
Рисунок 15
«Существующая в настоящее время в Российской Федерации система подготовки водолазного состава не в полной мере отвечает современным требованиям» (п.2 Протокола заседания МКВД от 6.09.2006). Что касается рассматриваемой здесь темы, то обучения глубоководным спускам в автономном режиме у нас никогда не было, нет и сейчас.
Медицинское обеспечение водолазных спусков
Специфика погружений в автономном режиме определяет несколько иной подход к медицинскому обеспечению. Акцент здесь должен быть сделан на развитие общей инфраструктуры специального медицинского обеспечения водолазных работ, как это принято в развитых странах Запада, т.е. создание региональных центров и развитие стройной системы оповещения в аварийной ситуации и организации экстренной транспортировки пострадавшего. В этом плане применение транспортировочных барокамер становится весьма актуальным.
Рисунок 16
Нормативная и руководящая документация
Положений, инструкций и руководств, регламентирующих проведение глубоководных спусков и работ в автономном режиме, в стране не существует. Это является одним из основных сдерживающих факторов, препятствующих развитию данного метода. Вместе с тем, на Западе работы в данном направлении активно ведутся.
Резюме:
Организационные вопросы остаются наиболее болезненным блоком. Проблемы, связанные с отсутствием нормативно-руководящей документации и полным отсутствием системы обучения и подготовки водолазного состава спускам и работам в автономном режиме требуют срочного решения.