Логичным видится построение системы подготовки в соответствии с нормами и стандартами, складывающимися сейчас в Европейском сообществе. Международная ассоциация водолазных школ – International Diving Schools Association (IDSA). Основана в 1982 году на конференции подрядчиков водолазных работ.
Основными целями Ассоциации являются:
Членами Ассоциации являются государственные, частные и военные организации из более чем 30 стран мира.
Стандарты, разработанные данной ассоциацией, вполне идентичны и хорошо соотносятся с руководящими документами таких авторитетных организаций, как Международная ассоциация морских подрядчиков (IMCA) и британская Администрация HSE. Это говорит о том, что мировое сообщество приходит к единому взгляду на вопросы регламентации водолазной деятельности в целом и системы обучения водолазов в частности, независимо от национальной принадлежности. К слову сказать, на сегодняшний день стандарты IDSA признаны всеми скандинавскими странами, большинством европейских государств, а также почти повсеместно от Объединенных Арабских Эмиратов до Южной Африки и от Северной Америки до Австралии. России в этом перечне нет. Но определенные подвижки уже начались.
Весьма показательным является тот факт, что уже вторая по счету группа российских водолазов проходит подготовку на базе норвежской водолазной школы NYD, кстати, полностью удовлетворяющей стандартам IDSA. Видимо, на то, чтобы идти к варягам, были веские причины. Но, какими бы они ни были, это серьезный практический шаг к выходу на принципиально новые горизонты.
В таблице эквивалентности (табл. 2) приведены уровни водолазной подготовки в различных странах и их соответствие системе IDSA.
Таблица 2. Соответствие национальных водолазных квалификаций
в различных странах стандартам IDSA
В свете вышеизложенного предлагается структурировать систему подготовки отечественных водолазных кадров, исходя из стандартов IDSA, как наиболее полно отражающих общеевропейские тенденции.
Система обучения IDSA строится на модульном принципе. Каждый квалификационный уровень является комбинацией учебных модулей. Продолжительность учебных модулей: А – 80 часов, В – 120 часов, С – 200 часов, D – 48 часов.
Уровень 1: А+В (200 час.), Уровень 2: А+В+С (400 час.), Уровень 3: А+В+С+D (448 час.)
Для сравнения, продолжительность курсов в соответствии с учебными планами Школы водолазов ФГУ «Подводречстрой» выглядит следующим образом (см. табл. 4).
Принципиальным вопросом является обязательное отражение в стандартах подготовки IDSA количества конкретных спусковых часов на вполне конкретные глубины (табл. 3), что в наших учебных планах как-то скромно обходится молчанием.
Таблица 3. Экспозиции и глубины учебных спусков по стандартам IDSA
Примечания:
1. Спуски в гидрокомбинезоне с водообогревом могут выполняться как с поверхности, так и из «мокрого» колокола. В данном снаряжении должно быть выполнено не менее 3-х спусков с экспозицией 30 минут.
2. Как минимум, один спуск должен быть выполнен на максимальную глубину 50 метров.
Наряду с основными учебными модулями предполагается целая линейка специализированных модулей (курсов) в зависимости от конкретных условий и характера подводных работ. Современные технологии водолазных спусков, сложное снаряжение и комплексная система организации подводных работ предъявляют к профессиональной подготовке водолазных кадров принципиально новые требования.
Таблица 4. Продолжительность курсов в соответствии с учебными планами
Школы водолазов ФГУ «Подводречстрой»
Очень важным положением является система подготовки руководящего состава (руководителей водолазных спусков и руководителей водолазных работ). Эти квалификации должны быть доступны в области каждого уровня водолазных квалификаций при условии наличия необходимого опыта водолазных спусков и работ в данной области.
Реструктурирование отечественной системы и приведение ее в соответствие с международными стандартами можно провести относительно «малой кровью». Исходя из новых квалификационных характеристик, учебные планы переделываются с учетом содержания международных учебных модулей.
Принципиальная схема учебных курсов может выглядеть примерно следующим образом (см. табл. 5). Это в полной мере соответствует международно принятым стандартам. Остается только наполнить ее соответствующим содержанием.
Таблица 5. Схема квалификационных уровней и специализаций