Развитие отечественной системы подготовки водолазов

Черкашин С.В.

Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН
Россия, Москва 117997, Нахимовский проспект, 36
телефон: +7 (985) 924-1602 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Возрождение отечественной экономики ведет к росту промышленного строительства, в том числе и с использованием водолазного труда. Интенсивное вовлечение российских компаний и организаций в международные проекты, в частности, по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе и прокладке магистральных продуктопроводов неминуемо поставит вопрос о приведении нашей системы водолазной подготовки и сертификации специалистов, работающих под водой, в соответствие с устоявшимися и признанными нормами международных стандартов.

Существовавшее ранее деление на группы специализации и классы квалификации водолазов в действующих сегодня документах отсутствует.

Из Концепции развития водолазного дела Российской Федерации на период до 2020 года:
«Профессиональная подготовка водолазов осуществляется, в основном, по программам, разработанным и принятым в начале 90-х годов прошлого века. Программы подготовки и учебно-материальная база водолазных школ безнадежно устарели.

Назрела острая необходимость в создании новой системы подготовки и обучения водолазных кадров в Российской Федерации, разработки базовой программы подготовки и повышения квалификации водолазов-профессионалов с едиными стандартами для всех обучаемых и учетом международного опыта от первичной квалификации до высшей». 

И практическим шагом в этом направлении стала разработка и утверждение в начале 2011 года Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии «Водолаз», в работе над которым активное участие принимали сотрудники ИО РАН. На основе данного ФГОС были разработаны примерные программы профессиональных модулей по базовым уровням водолазной квалификации.

 

Принципиальным отличием программ профессиональных модулей от предыдущих учебных планов стало смещение ряда профессиональных компетенций в первый квалификационный уровень (разряд 4), а именно подготовка к выполнению тех водолазных работ, которые проводятся, как правило, с использованием автономного снаряжения. Также претерпела существенные изменения структура и тематика разделов учебных курсов. Все это позволило привести нашу отечественную систему подготовки в соответствие со стандартами Международной ассоциации водолазных школ - IDSA (International Diving Schools Association).

 

Необходимость приведения нашей системы подготовки к единообразию, что также отмечено в Концепции развития водолазного дела в РФ, подвигла к решению ведущих российских школ к объединению своих технических, интеллектуальных и методологических возможностей. По инициативе руководства УТК «Подводречстрой», Воронежской школы водолазов и Центра водолазных исследований был образован Альянс водолазных школ в форме некоммерческой организации.

Основной задачей Альянса является именно унификация профессионального водолазного образования и приведение его в соответствие с международными стандартами, что позволит нашим водолазам участвовать помимо прочего в масштабных проектах по освоению шельфовых нефегазовых месторождений, проводимых уже сейчас и интенсивно планируемых к разработке транснациональными консорциумами в самом ближайшем будущем.